Программа «Навстречу друг другу»

Проблема детей–сирот стала одной из острых проблем в обществе. Наиболее эффективной формой поддержки ребенка и в психологическом, и в экономическом отношении является устройство ребенка в семью.

Практика работы специалистов Центра с замещающими семьями показала, что основные трудности, возникающие в приемных семьях, носят психологический характер - выстраивание взаимоотношений внутри и вне семейной системы. У детей, находящихся на воспитании в учреждениях, часто не сформированы навыки социально-психологической коммуникации, дети не в состоянии сосредоточиться на партнере, нарушен эмпатический контакт. В свою очередь, потенциальные замещающие родители также не имеют практических навыков взаимодействия с детьми данной категории и, выбирая ребенка, чаще основываются только на своих ощущениях и визуальном контакте. Впоследствии, при более близком контакте с ребенком могут возникать разочарование, психологический дискомфорт, конфликтные ситуации.

Программа «Навстречу друг другу» предусматривает новый подход в построении взаимодействия потенциальных родителей и детей, подлежащих устройству в семьи, путем приобретения эмпирического опыта коммуникаций на всех уровнях общения (социальном, эмпатийном, интегративном). Для решения указанной проблемы в программу введены тренинги по взаимодействию, а также проведение под патронажем психологов совместных арт-терапевтических занятий и других мероприятий с потенциальными замещающими семьями. В этом заложен смысл пересмотра вопроса «о приоритетности выбора» и поддержание равенства выбора при устройстве ребенка в замещающую семью.

Цели программы:

  • профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей;
  • восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды;
  • семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В программе примут участие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, потенциальные приемные родители (бездетные семейные пары, пары, стоящие на учете в поликлиниках с диагнозом «бесплодие», семейные пары, переживающие стадию «пустого гнезда» и др.), профессиональные замещающие семьи и их приемные дети.

Срок реализации программы: 1 год.

Ожидаемые результаты:

Социально-экономический эффект от реализации проекта:

социальная эффективность

  • повышение уровня здоровья детского населения;
  • повышение доступности и качества социальных услуг;
  • выравнивание возможностей разных социальных групп детей в реализации их прав;
  • повышение в общественном сознании ценностей детства и семьи как главного человеческого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие города Ижевска;

экономическая эффективность

  • оптимизация затрат бюджетных средств на содержание несовершеннолетних в учреждениях за счет устройства детей на воспитание в замещающие семьи;
  • привлечение дополнительных источников финансового и материального обеспечения, благотворительных средств и социального партнерства в интересах детей и семьи;
  • оптимизация расходов в результате адресной поддержки детям и семьям.

Дополнительная информация по телефону: 72-06-83 – МБУ «Центр психолого-педагогической помощи населению «Берег» г.Ижевска»

1 апреля программа «Навстречу друг другу» вступила во вторую, основную фазу. К этому времени специалистами Центра психолого-педагогической помощи населению «Берег» была проделана большая работа: подготовлен диагностический материал для определения уровня сформированности навыков общения у детей, уровня их тревожности и агрессивности; подобраны диагностические методики для выявления коммуникативных особенностей потенциальных приемных родителей, их стиля воспитания, личностных особенностей.

В течение марта все дети – участники программы прошли диагностику, по результатам которой психологами были разработаны коррекционно-развивающие занятия.

Во второй фазе реализации программы специалисты Центра вели «прицельную» работу с ребятами, направленную на коррекцию и развитие их эмоциональной и личностной сфер. Психологическая работа велась в двух группах, сформированных по возрастному принципу. Неоценимую помощь в организации коррекционно-развивающих занятий оказали сотрудники Республиканского детского дома.

Подбор потенциальных замещающих родителей осуществляли Отделы по делам семьи и охране прав детства Администраций районов г. Ижевска. К участию в программе приглашены как потенциальные замещающие родители, так и действующие приемные семьи, которые могут поделиться своим опытом, своими успехами.

Для специалистов, участвующих в программе «Навстречу друг другу», 20 марта совместно с краевым государственным автономным образовательным учреждением «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Чайковского состоялся семинар на тему «Система сопровождения замещающего семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сотрудники КГАОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» поделились с психологами и социальными педагогами из Ижевска своим опытом подготовки кандидатов в замещающие родители, опытом социально-педагогического и правового сопровождения детей, проживающих в замещающих семьях, презентовали систему постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот от 18 до 23 лет. Коллеги из Пермского края щедро делились не только информацией, но и печатными методическими материалами.

С родителями – участниками проекта проводится психолого-педагогическая подготовка потенциальных приемных родителей («Тренинг родительской компетентности»). В задачи тренинга входит:

  • выявление и осознание участниками своих родительских позиций;
  • гармонизация стиля воспитания;
  • расширение осознанности мотивов воспитания в семье;
  • оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Программа рассчитана на 15 часов занятий. Темы, выносимые на обсуждение, актуальны не только для родителей, принявших решение усыновить или взять под опеку ребенка, но и для тех, кто имеет родительский стаж. Так, первая встреча посвящена осознанию родительских установок, дифференциации их на «мешающие» и «помо­гающие» в процессе взаимодействия c ребенком. На втором и третьем занятиях речь пойдет о языке принятия ребенка, участники тренинга обучатся навыкам активного слушания. Ядром следующей встречи станет знакомство c содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности, осознание родительских позиций и стиля взаимодействия c ребенком. В заключение родители обсудят психотравмирующее влияние фи­зического и эмоционального насилия на формирование личности ребенка, последствия предоставления выбора для установления границ доз­воленного поведения ребенка.

Поделиться страницей
Информационно-аналитическоe управление Администрации города Ижевска © 1998-2017г.

При любом использовании материалов сайта ссылка (в Интернете - гиперссылка) обязательна
cтарая версия сайта, вход авторов, карта сайта, о проекте