новости


Опубликовано: 27 Апреля 2016 13:34

Страница истории. О первых шагах мотоциклостроения в Ижевске

Из докладной записки парткома и заводоуправления Ижевских заводов первому секретарю Вотского обкома ВКП(б) В.Г.Егорову о первых шагах мотоциклостроения

[Не ранее 23 мая 1929г.]

История возникновения вопроса о постановке производства [мотоциклов] на Ижевских заводах связана с проблемой загрузки военных заводов на период мирного времени.

Еще в конце 1927 года возник вопрос о постройке мотоциклов на Ижевских заводах, для чего трестом «РУЖ» был послан инженер П.В.Можаров в Германию для детального ознакомления мотоциклетного производства, который, обследовав производство мотоциклов на 22 германских заводах, представил ориентировочный проект мотоциклетного производства на Ижевском оружейном заводе, каковой обсуждался 5 апреля 1928г. НТС «РУЖ», 19 мая 1929г. рассматривался на заседании Комитета по местному транспорту при Наркомате путей сообщения, 23 мая 1929г. – на заседании пленума по металлообработке НТУ ВСНХ СССР и 12 июля 1928г. – на заседании коллегии ГВПУ. Во всех инстанциях он был одобрен и предложено приступить к детальной проработке.

Во исполнение всех постановлений трестом «РУЖ» в 1928г. был организован под флагом Автодора первый мотоциклетный пробег Москва – Тифлис - Москва с целью испытания основных типов заграничных машин и их пригодности для нашего бездорожья, и на основании дефектных ведомостей, полученных в результате пробега, были составлены технические условия, которым должен отвечать мотоцикл, эксплуатируемый на наших дорогах. Трестом «РУЖ» был выдан наряд Ижевскому заводу на конструирование советских мотоциклов и на постройку опытной партии, на что ассигновано ориентировочно 35000 руб.

Ижевский завод, получив осенью 1928г. такое задание, немедленно приступил к исполнению, для чего было организовано небольшое конструкторское бюро в 5-6 чел., которое и спроектировало 5 типов машин, причем 2 машины с моторами Ижевского завода, а 3 представляют вариации основных идей Ижевского завода с моторами заграничных фирм. Параллельно конструкторским работам прекрасные лаборатории Ижевского завода провели колоссальную работу по изучению материалов всех деталей заграничных мотоциклов, причем оказалось, что назначенные рядовые марки Ижевских заводов выше, чем заграничные, это показывает, что у завода в подборе нужного по качеству материала для мотоциклов серьезных препятствий не встретится. После этого Ижевским заводом была организована лабораторная мотосекция с установом [так в тексте] Ридлеровского станка для испытания мотоциклов и организованы курсы мотоциклов для подготовки необходимых работников для выполнения постройки опытной партии мотоциклов. И эта небольшая группа 15-20 чел. под руководством инженера Можарова сумела в 10 мес. не только сконструировать, но и построить 5 опытных мотоциклов, сдающих в данный момент экзамен пред советской общественностью, и такой успех объясняется только необыкновенным энтузиазмом, проявленным техниками и рабочими Ижевского завода. Нельзя не удивляться этому успеху, так как заграничные фирмы, имеющие многолетний опыт и большие технические силы, вырабатывают новые типы и сроки не менее года, а мы сделали это в 10 мес., можно сказать на пустом месте, и если прибавить к этому упадочные настроения у техперсонала в самый разгар работы вследствие необоснованных требований треста и ГВПУ прекратить с таким успехом начатые опыты и разработки по мотоциклостроению на Ижевских заводах …

Справка.

Государственный ружейно-пулеметный трест «РУЖ» - хозрасчетное объединение предприятий оружейной отрасли в СССР в 1921-1930 гг.

Можаров Петр Владимирович (1888-1934) – инженер, конструктор. Известен как создатель ижевского мотоцикла Иж. Первый опыт мотопроизводства в Ижевске не получил продолжения. Можаров со своей группой единомышленников перебрался в Ленинград, где принялся за разработку легкого мотоцикла «Л-300». Массовое производство на Ижевском машиностроительном заводе было осуществлено с 1946 года.

«Автодор» - Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог, действовало в 1927-1935 гг.

Мотоциклетный пробег Москва-Тифлис-Москва – первый Всесоюзный пробег, состоялся летом 1928г. Спортсмены состязались на заграничных машинах (германских, английских, американских) с целью выявить тип мотоцикла, наиболее подходящий к нашим условиям. В пробеге участвовал П.В.Можаров.

Ридлеровский станок – устройство для испытания мотоциклов.

(Хрестоматия по истории Удмуртии. Том 2. Документы и материалы. 1917-2007. – Ижевск, 2007, с.209-210, 696); https://ru.wikipedia.org/wiki/Иж_(мотоцикл)





Разделы новостей
Поделиться страницей
26.06.2013
Информационно-аналитическоe управление Администрации города Ижевска © 1998-2017г.

При любом использовании материалов сайта ссылка (в Интернете - гиперссылка) обязательна
cтарая версия сайта, вход авторов, карта сайта, о проекте